П оставь н о в ы е ц ел и
Выдели те элементы игры, ко-
торые беспокоят тебя, и те, ко-
торые нравятся ребенку, а по-
том попробуй найти компро-
мисс, - говорит Олсон. - Если
ему нравятся бой и соревнова-
ние, подтолкни его к фэнтезий-
ным или научно-фантастиче-
ским играм, в которых можно
аннигилировать инопланетян,
а нелюдей.
9
П отехе - ч ас
Если сделать разрешенные для
игр промежутки времени слиш-
ком короткими, это может вызы-
вать недовольство, поскольку иг-
роки за короткое время не могут
пройти достаточно. Вместо это-
го лучше определить дни, сво-
бодные от игр. Зато в "занятые"
дни у ребенка будут длительный
игровой период и возможность
! пройти на новый уровень.
И гры б ез э л е к т р и ч е с т в а
Дети используют игры, что-
бы избавиться от стресса пос-
ле школы, но убийства - пло-
хое средство. Попробуй орга-
низовать все так, чтобы свою
подростковую злость в первый
час после возвращения домой
из школы он срывал в какой-
нибудь спортивной игре. Кстати,
такой способ еще и эффектив-
нее снимает стресс.
В м есте в е сел о
Бесконечные стрелялки - раз-
влечение для одиночек. А ты
попробуй подсказать ребен-
ку, какие игры помогут ему ор-
ганизовать компанию во дво-
ре. Тот, кто приходит с идеями
и знаниями, быстро становится
заводилой.
силию. Фергюсон не был удивлен
таки м результатом . В отличие
от исследователей, которые счи-
таю т, что видеоигры н астр аи ва-
ют нас на определенны е реакции
в ответ на угрозы извне, он у в е -
рен, что наш м озг вполне спосо-
бен разгр ан и ч и вать ви р туал ь-
ные и реальны е собы тия.
“Люди не гл уп ы ”, — говорит
Крис Фергюсон и в кач естве д о -
казател ьства отм ечает, что, хотя
популярность видеоигр в США
за последние 13 лет росла очень
быстро, уровень п реступ н о-
сти среди несоверш еннолетних,
наоборот, снизился.
В одном из сам ы х ц ити руе-
м ы х и сследован и й ,о п уб ли ко -
ванном в 2000 году в Journal of
P ersonality and Social Psychology,
студен ты колледж а играли
в игру с насилием W olfenstein 3D
или в игру без насилия M yst. По-
сле этого они отвечали на вопро-
сы ан кеты , направленны е на и з-
м ерение их отнош ений и эм о -
ций, а потом принимали участие
в состязании, в котором м ож -
но было воздействовать на про-
ти вн и ка ш умом. Те, кто играл
в W olfenstein 3D, не только про-
дем онстрировали более агр ес-
сивное мы ш ление, но и вклю -
чали ш ум на более длительн ы е
п ром еж утки времени, чем те,
кто играл в M yst.
О днако есть одно “но”:
ни один из них не был готов
перейти от “ви ртуальн ого” н а-
силия (то сам ое воздействие ш у-
мом) к насилию прям ом у, с уч а-
стием кулаков.
НОГИ РАСТУТ ИЗ ГОЛОВЫ
По мнению Кристофера Ф ергю со-
на, обвинения в адрес игр — о т-
влекаю щ ий ф актор, который м а-
ски р ует проблем у посложнее: за-
пущ енные психические заболе-
ван и я, контролировать которые
сложнее, чем рынок игр. “Сей-
час, пока ты кого-нибудь не за-
режеш ь, тебя без твоего ж елания
в больницу не положат, — гово-
рит врач-психотерапевт Алексей
К аротам. — Мне страш но езди ть
в м етро: столько душ евноболь-
ных людей я ви ж у там в толпе.
Не переболевш их, а тех, кто в ак -
тивной фазе болезни. В СССР
в этом см ы сле было все построе-
но четко: если ты болен, то сн а-
чала вы лечиш ься, а потом у тебя
б удут гр аж дан ски е права. Теперь
же у нас, как в А мерике, нет при-
нудительной госпитализации,
а с ней — и защ иты тех, кто ж и -
вет рядом с больными лю дьм и”.
Выходит, патологическое у в -
лечение жестокой игрой — лишь
одно из проявлений болезни, ко-
торой стр ад ает потенциальный
убийца? С этим предположени-
ВИДЕОИ
ГРЫ
С
НАСИЛ
ИЕМ
МОЖ
НО
ПОСТАВ
ИТЬ
В
ОДИН
РЯД
С
ПРИЕМО
М
НЕЗАКОНН
ЫХ
ПРЕПАРА
ТОВ
,
БЕДНОС
ТЬЮ
И
РОДИТ
ЕЛЯМИ
,
НАРУША
ЮЩИ
МИ
ПРАВА
РЕБЕНКА
ем соглаш ается и профессор ком м уни кации
и психологии У ниверситета ш тата Огайо Брэд
Буш ман, посвятивш ий последние 25 лет ис-
следован и ям влияния освещ ения насилия
в СМИ на лю дей. Буш ман с коллегам и напи-
сал, наверное, сам ую убедительную работу
по дан н о м у вопросу. Выпущ енный в 2010 году
м етаан али з, охватываю щ ий более 100 п реды -
дущ их исследований, приходит к вы воду: ви-
деоигры с насилием можно поставить в один
ряд с приемом незаконны х препаратов, б ед-
ностью и р одителям и, наруш аю щ ими права
ребенка. Все это — факторы риска как кр атко -
временны х проявлений агрессии, так и р азви-
тия психических патологий, но дл я тех, у кого
и так были проблемы с психикой. Так что вы -
вод на данны й м омент таков: не стоит нали-
вать стакан водки алкоголи ку; не надо зн а-
комить м аленьких девочек с А ндреем Ч ика-
тило; не следует увл екаться играм и с насили-
ем тем , у кого проблемы с психикой. Днепр
вп адает в Черное море. Но это еще не значит,
что теперь ты можеш ь безопасно проводить
за Call of D uty часы и дни напролет. От пси-
хуш ки никто не застрахован. ■
НОЯБРЬ 2014 | MENSHEALTH
.COM
UA
81